Как узнать и изменить сценарий своей жизни?
Чтобы разговор был предметным, нужно сначала определить понятие «жизненного сценария».
Итак, жизненный сценарий (Э. Берн «Игры, в которые играют люди» ) – это бессознательный план, формируемый родителями, детям в возрасте от зачатия до 6-7 лет. Это возраст первых впечатлений, а дважды произвести впечатление нельзя. Чаще ожидание от первого впечатления хорошие, но бывает, что ожидания не оправдываются (фрустрация).
Пример: «Малыш упал и больно стукнулся, ждёт, что пожалеют, а его по попе, ещё и сопровождают речью: «Я тебе говорил(а), что там лазить нельзя» - фрустрация «Мама всегда права» или «Ребёнок делает поделку, пусть даже из маминой любимой кофты, ждёт похвалу, а его наказывают» - это фрустрация «Любая инициатива и самостоятельность наказуема» и т.д. Обесценить поступки мамы ребенок до 7 лет не может, соответственно формируется сценарий «Мама всегда права, даже если она… противоречит сама себе»
Поэтому школа личность не формирует, а добавляет или подтверждает уже имеющиеся установки и ожидания родителей.
Жизненный сценарий - это набор убеждений и ожиданий человека, и готовность к определённым событиям в этой жизни или не готовность к другим событиям жизни. Чаще они формируются на запретах и предписаниях родителей, и человек становиться не тем, кем бы он мог стать, а тем, кем ему указано или позволено быть.
Основные жизненные позиции:
1. Я + ТЫ + здоровая позиция, Я - хороший, Ты - хороший; «Я себя люблю и уважаю, уважаю и принимаю выбор любого человека».
2. Я + ТЫ - «Я –хороший, а остальные должны», это незрелая психологически личность (нарцисс)
3. Я – ТЫ + « Если бы я был такой же красивый, умный, у меня были бы такие родители как у него, то я бы …. «Им просто везёт»
4. Я - ТЫ – « Всё плохо, жизнь не справедлива», лечь на обочине и ждать, когда помрём.
Очень Важно формировать состояние «Я» ребенка, его нужно найти, воспитать и не трогать! А также воспитывать принятие и уважение к другим людям и миру.
Основные 12 запретов, которые формируют жизненные сценарии человека.
Да, все жизненные сценарии формируются на запретах и установках родителей, это то, что реенок не должен делать и кем он не должен быть, для того чтобы сохранить родительскую любовь. Это горькая правда, и Мы это делаем неосознанно, скорей всего, как это делали наши родители!
Ещё только планируя ребёнка, родители строят планы, ждут ребёнка одного или другого пола, ждут, что он будет оправдывать их надежды.
Запреты, которые накладываются родителями:
1. «Не живи и не существуй». Если хоть раз Вы задумались на тему «Без меня было бы лучше, чем со мной…», то этот сценарий уже существует в Вашей голове. Это часто не проговорённые посылы матери. Причины: нежелательная или тяжёлая беременность, неосознанное обвинение ребёнка в своих проблемах, неудачах и физических изменениях «Вот если бы…». Когда ребёнок виноват в том, что он есть.
2. «Не будь собой». Ждали мальчика, а родилась девочка. Это постоянное сравнение ребёнка с кем-то. Благодаря этому, у нас процветает индустрия красоты, пластическая хирургия, цель которой не устраненить реальный дефект, а изменить внешность изначально нормальную, чтобы быть похожим на кого-то.
3. «Не будь ребёнком». «Ты уже большой…». Чаще всего этот запрет накладывают родители, которые сами находятся в детской позиции, два ребёнка на семью, это много! Или у родителей у самих не было детства. Иногда такой запрет накладывается самим ребёнком. В семьях, где постоянные конфликты, ребёнку хочется поскорее повзрослеть.
4. «Не взрослей». Потребность родителей оставаться молодыми, нужными и востребованными. Для мамы взросление ребенка и уход из семьи – конец молодости. «Смысл не в том, что мы говорим, а в том, что мы делаем», т.е. делать за ребёнка то, что может он сделать сам. «Запрет на сексуальность». Обесценивание взросления или конкуренция мамы с дочкой.
5. «Не достигни этого», «Запрет на успех и достижения». Чаще это родители, которым пришлось рано повзрослеть, начать работать и не иметь образования. Упрёки: «В твоём возрасте Я не мог…» - учиться, купить и т.д. Обесценивание рассуждений ребёнка: «Ну вот, умник у нас нашёлся…» В дальнейшем, это взрослые, которые не достигают целей, но при этом могут «хотеть» много.
6. «Нельзя или не делай ничего». Нельзя - это ничего не делай. В дальнейшем, это люди, которые никак не могут решить, что им делать. «Мир опасен и лучше ничего не делать, чтобы сохранить свою жизнь», т.е. несоответствие тому, что человек говорит и делает. Лежим на диване, что-то хотим, но при этом ничего не делаем.
7. «Не высовывайся». «Слейся с толпой, будь как все и не выпендривайся», т.е. «Не проси того, чего ты хочешь». Если ребенок что-то просит, никогда не говори «Это невозможно или НЕТ!» Всегда есть варианты это иметь. Лучше задайте ребёнку вопрос: «Что можно сделать, чтобы это было?» или скажите: «Я в тебя верю, когда ты вырастешь, у тебя обязательно это будет!»
8. «Не связывайся». «Ты такой у меня умка-разумка, уникальный, это они…» или «Он такой у меня замкнутый, не как все…». И в том, и в другом случае - это жертвенная позиция – «Не брать ответственность ЗА себя, и уж тем более за других!» Из них выйдут хорошие подчинённые, хоть и обиженные на всё и всех.
9. «Не будь близким». Это запрет на физическую и эмоциональную близость. В следствие этого сценарий «Не доверяй».
10. «Не будь здоров». Папы и Мамы - очень занятые люди, да и бабушки и дедушки тоже! И вдруг ребёнок заболел (случайно) и бессознательно он понимает, что родители нашли время, эмоциональное тепло, чтобы им заняться. Вывод: «Если ты хочешь, чтобы твои родители были с тобой, тебе нужно заболеть»
11. «Не думай». Не думай то, что ты думаешь, а думай то, что думаю Я. Очень распространённая тема для авторитарный семей! Много детей, которые мечтали стать кем-то, но родители «Сначала ты мне диплом принеси, а потом можешь хоть кем». «Мы подумали, и Я решила, что тебе будет лучше…». Не навязывайте ребенку того, что он делать не хочет. Если ребёнок сделал выбор сам, не важно в какой отрасли, он однозначно достигнет в этом успеха!
12. «Не чувствуй». В семье, чаще всего, какие-то чувства разрешаются, какие-то под запретом! Проявление слабости - это «соплячество», не достойное умных и волевых людей. Сценарии: «Мальчики не плачут, им не бывает больно…» И все эмоции нужно держать под контролем! Для Девочки - запрет на агрессию.
Все эти запреты лежат в основе многих психозов. Мы смотрим на других или на часы чаще, чем на состояние ребёнка. Самое главное, чему нужно научить ребёнка, - не жить с нами, а жить без нас!!!
- Как выйти из жизненного сценария родителей? Например, мама много работает, устает на работе, всю энергию вкладывает туда – домой приходит без сил. Как разрешить себе работать мало, при этом имея Возможность много зарабатывать и получать удовольствие от работы.
- Ох уж этот сценарий родителей постсоветского пространства) «Чтобы жить хорошо и в достатке, надо много трудиться, не жалея сил своих!»
1. Составьте не план, а анти-план. Сначала мы планируем отдых, а в промежутках работу! Время на семью найти невозможно, его можно только выделить!
2. Определитесь с целью. Какая работа (не ориентируемся на ту, которая есть) Вам была бы комфортна, которая приносила бы финансовое благополучие и время для близких. И ответьте на вопрос: « Почему чаще нам выгодно быть занятым?»
3. Деньги - это не цель, они нам нужны для чего-то, а лучше - на наше развитие. «Мир» просто так денег не раздаёт, иначе человек пустит их на удовольствие и будет лениться. Как говорят «По расходам и доходы». Если Вы не знаете, для чего они Вам, вряд ли они будут.
Родительские сценарии - это не всегда запреты, но и помощники в нашей жизни, которые переданы были нам родителями:
1. ТРУДОЛЮБИЕ! Чем больше мы трудились в детстве, тем более адаптивными мы становимся в жизни! И оно есть у всех! Кто знает таких людей «Я выгорел на работе». Ты идешь в то место, где твои единомышленники, ты там реализуешься, получаешь нечто новое и ты там выгорел? Может, ты не туда ходишь? Если у Вас нет с утра радости от работы, Вы несёте уныние и грусть, а работа плодит (как ксерокс) то, что Вы туда приносите! Принесёте конфеты, завтра все принесут, принесёте идею, завтра все принесут…
Работа - это супер! Это место, которое нас кормит, даёт реализацию, общение, рост, развитие. А главное - то, что Вы даёте детям возможность учиться у Вас успеху!
2. Способность УЧИТЬСЯ с радостью и слушать учителя! Вспомните, сколько знают наши родители, дедушки и бабушки! Они учились всё время, при этом работали и имели семью и детей! И им некогда было скандалить, выяснять отношения, поэтому, наверное, они и меньше болели! Родители передали нам навык слушать учителя, только ленивый родитель в советское время не сказал «Слушай учителя!», это был непререкаемый авторитет!!! К сожалению, чего не наблюдается сейчас…
3. У наших родителей к нам не было жалости! Жалеют слабых, сильных не жалеют! Жалость - жало! Наши родители нас не жалели и не жалили, они нас любили! Они нас считали сильными. К детям, у которых сильная сила воли, нежностью не достучаться.
Нет виноватых, что мы такие! Мы выросли в таком времени, но это нас не оправдывает, у нас есть шанс изменить это!
- Как найти себя?
- Не знаю Вашего возраста, но так или иначе человек проходит в своей жизни кризисы. А точнее кризисы развития! Когда мы достигаем целей, самореализуемся и ищем новый смысл дальнейшей нашей жизни. Я учу людей не как ставить цели (практик много), сколько восстанавливать возможность и способность мечтать! Раз уж мы сегодня про сценарии, то я писала, что они закладываются с детства и формируются на запретах и предписаниях. Один из запретов "Не высовывайся" (опыт нашего постсоветского пространства), "Не проси того, чего хочешь" - всё это формирует, нежелание что-либо хотеть. Как этому научиться?
У любого человека есть глубинные смыслы и цели, и не важно, понимаем мы это или нет. – «Это потребность развиваться» и «Потребность познать самого себя»
Цели - это то, что связано с нашим развитием. Развиваться человек может через отношения с мужчиной, семью, отцовство и материнство, может расти профессионально, сохранять свое здоровье, иметь хороший дом и автомобиль (если, конечно, это даёт развитие, а не способ кому-то что-то доказать) и т.д. И то это не главное!
Главное в целях - это СОСТОЯНИЯ, которые Вы будете испытывать при достижении результата. Поэтому машины, квартиры и т.д. - это лишь средства для достижения физического, психологического, социального благополучия. По большому счету, человек стремится к комфорту, любви, здоровью, финансовой независимости, свободе и времени, в котором он будет заниматься тем, что он любит!
Приходите, всё решаемо, если есть на то желание)
Счастья, здоровья и добра Вам и Вашим деткам!
Елена Зобнина, психолог, нейропсихолог, семейный психолог.