ООО "ТАНАР" - Набережные Челны, Бульвар Юных Ленинцев д. 3А (27/22а)

8 (8552) 20-40-20

Личный кабинет

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи.

Нарушения письменной речи, наряду с нарушениями устной речи, требуют большого внимания, как в школе, так и дома. Разумеется, полноценное обучение и коррекция невозможны, без закрепления изученного материала, особенно если нарушение письма ярко выражено. 

Не стоит забывать, что программа по русскому языку рассчитана на нормативно развивающихся учащихся и детям, имеющим нарушения речи, приходится сложно как на уроке, так и при выполнении домашнего задания. Как же оптимизировать процесс работы дома, сделать его менее обременительным и более результативным? Ответ один – взять под четкий контроль процесс выполнения заданий дома.

Прежде всего, стоит упомянуть о рабочем месте ребенка. Оно должно быть удобным. Стоит исключить различные шумовые раздражители (телевизор, музыкальный центр и т.д.). Рабочее место должно быть хорошо освещено. Поскольку, дети - дисграфики (имеющие нарушения письма) не отличаются большим желанием выполнять письменные задания, они очень отвлекаемы. 

Выбор письменных принадлежностей играет важную  роль в процессе овладения письменной речью, особенно, если речь идет об учащихся первых или вторых классов. Ручка должна быть  удобной. Если ребенок неправильно держит ручку и карандаш, то стоит уделить внимание карандашам с тремя гранями и подобным насадкам на ручки.

Стоит обратить внимание на то, что всем детям, а тем более, имеющим нарушения речи, будет полезно письмо с послоговым проговариванием вслух, то есть ребенок сам себе диктует по слогам и записывает в тетрадь. Если при чтении ребенок делает много ошибок, путает буквы, переставляет слоги (дислексия), так же стоит перейти на более медленное, послоговое чтение. Полноценное овладение навыком чтения целыми словами, возможно только при правильном слоговом чтении.

Поскольку, у детей с дисграфией часто страдает почерк (корявый, мелкий). Если родители дополнительно работают над почерком ребенка, то стоит отдать предпочтение различным прописям или игровым таблицами и материалам. При выполнении письменных заданий большого объема, лучше разбить его на части, чтобы избежать утомляемости ребенка и негативного отношения к процессу письма.

После выполнения ребенком упражнения, следует попросить проверить написанное им задание. Здесь так же будет уместным медленное, послоговое чтение вслух написанного материала. 

Несмотря на то, что современные дети стремятся провести свободное время у телевизора, а не с книгой, стоит стремиться приобщить ученика к чтению. Здесь очень важно учесть интересы ребенка и не навязывать ему книгу, а отталкиваться от его пожеланий. Начать читать книгу можно вместе, то есть родитель читает, а ребенок выступает в роли слушателя, например, по несколько минут, перед сном.

Когда ребенок заинтересуется книгой и сюжетом, целесообразно будет предложить ребенку почитать самому или для родителя. Стоит помнить, что дети очень любят делать что-то вместе с взрослыми людьми, поэтому, подобная организация благотворно скажется и на процессе чтения и а межличностных отношениях родителей и детей.

Разумеется, факт соблюдения всех этих правил не сможет мгновенно искоренить все речевые проблемы ребенка, но существенно облегчит ему жизнь, поможет при обучении и создаст все предпосылки к устранению дефекта.

Логопед СК "ТАНАР" Кисмаева Н.Ю.

Полезные статьи