Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это снижение внимания и способности к его концентрации у ребёнка во время обучения, сопровождающееся ухудшением памяти, затруднением обработки внешней и внутренней информации вследствие нарушения работы центральной нервной системы.
Как часто встречается синдром дефицита внимания с гиперактивностью?
Синдромом дефицита внимания с гиперактивностью страдают от 2,2 до 18% детей школьного возраста, при этом мальчики в 2 раза чаще, чем девочки. Практически в каждом классе обучается по крайней мере один ребёнок с этим заболеванием.
Почему возникает синдром дефицита внимания с гиперактивностью?
Причиной синдрома нарушения внимания с гиперактивностью может быть внутриутробное или полученное при родах повреждение головного мозга. К последнему приводят гипоксия плода, асфиксия новорождённых, употребление матерью во время беременности алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение. Возможна наследственная предрасположенность к синдрому нарушения внимания с гиперактивностью. До 20–30% родителей больных детей страдали или страдают этим нарушением. У них чаще, чем среди населения в целом, выявляют алкоголизм, асоциальную психопатию и аффективные расстройства. Кроме того, синдром дефицита внимания с гиперактивностью может быть проявлением психических и генетических заболеваний.
Опасен ли синдром дефицита внимания с гиперактивностью?
У большинства детей такие симптомы исчезают в подростковом возрасте. Однако у некоторых к этому возрасту могут сформироваться стойкие нарушения поведения и агрессивность. Кроме того, у части пациентов проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью сохраняются и во взрослой жизни.
Как проявляется синдром дефицита внимания с гиперактивностью?
Нарушение внимания, чрезмерно высокая активность и импульсивность приводят к тому, что ребёнок школьного возраста при нормальном и даже высоком интеллекте недостаточно хорошо пишет и читает, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не прислушивается к советам взрослых. Такой ребёнок — источник постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), поскольку постоянно вмешивается в чужие разговоры, отвлекает от дела, слишком эмоционально реагирует на внешние раздражители (степень его реакции не соответствует реальной ситуации). Эти дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчётливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. Из-за своей нетерпеливости и импульсивности они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет уже существующие проблемы в учёбе. Ребёнок не способен предвидеть последствия своего поведения, не признаёт авторитетов, что довольно часто приводит к антиобщественным поступкам, особенно в подростковом периоде.
Как диагностируют синдром дефицита внимания с гиперактивностью?
Такой диагноз врач ставит в случае, если у ребёнка есть нарушения, затрудняющие процесс обучения, и особенности поведения, которые появились до 7-летнего возраста, продолжаются более 6 мес и не являются следствием других заболеваний.
Ребёнок страдает дефицитом внимания, если он:
- с трудом концентрирует внимание в процессе работы и игры;
- не слушает то, что ему говорят;
- не в состоянии следовать инструкциям;
- проявляет безразличие к деталям и допускает ошибки в работе;
- не может организовать игру или деятельность;
- с трудом выполняет задания, требующие длительной сосредоточенности;
- часто теряет вещи;
- часто и легко отвлекается;
- бывает забывчив.
Ребёнок гиперактивен, если он:
- совершает суетливые движения руками и ногами;
- часто вскакивает с места;
- чересчур подвижен в ситуациях, когда это неприемлемо;
- не может играть в «тихие» игры;
- всегда находится в движении;
- очень много говорит.
Ребёнок импульсивен, если он:
- отвечает на вопрос, не выслушав его;
- не может дождаться своей очереди;
- вмешивается в разговоры и игры других.
Какие существуют методы лечения и профилактики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью?
Наибольший эффект достигается при сочетании лекарственной терапии и различных методик психологической работы как с самим ребёнком, так и с его родителями.
Лекарственная терапия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью направлена на устранение симптомов. Лекарства ребёнку необходимо принимать в течение нескольких лет, при необходимости продолжать приём и в юношеском, и взрослом возрасте. Применяют психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы и ноотропные препараты.
Нелекарственная терапия включает в себя методы модификации поведения, педагогическую коррекцию, психотерапию.
Ребёнку необходим щадящий режим обучения: минимальное количество детей в классе (идеально не более 12 человек), небольшая продолжительность занятий (до 30 мин). Ребёнку лучше сидеть за первой партой, так как контакт глаз учителя и ребёнка улучшает концентрацию внимания. Большое значение с точки зрения адаптации в детском коллективе и обществе имеет целенаправленное и длительное воспитание у ребёнка социально поощряемых норм поведения. Не будет лишней и психотерапевтическая работа с родителями, чтобы они не расценивали поведение ребёнка как «хулиганское» и при воспитании проявляли больше понимания и терпения.
Социальная адаптация детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью может быть достигнута только при условии всеобщей заинтересованности и сотрудничества семьи ребёнка, прежде всего, родителей, педагогов школы и общества в целом.
Врач-невролог Семейной Клиники «ТАНАР» Усманова Гульфия Тяфиковна